Библейский Культурно-Исторический Комментарий. Часть 1. Ветхий Завет
1:1. Хронология. Пророческая деятельность Осии относится к VIII в. до н. э. и охватывает период правления иудейских царей от начала царствования Озии до конца царствования Езекии. Б Израиле же в этот временной промежуток, около половины века, был лишь один царь — Иеровоам II. Весть Осии обращена в основном к событиям смутного времени, которые происходили после смерти Иеровоама, когда на престоле чередой сменяли друг друга слабые и бездарные цари — вплоть до завоевания Израиля Ассирией и разрушения Самарии в 721 г.дон. э.
1:2. Повеление Бога взять жеиы блудницу.
Заключение боака по божественному повелению отражает метафору завета Израиля с Яхве. Иезекииль раскрывает этот образ в пророчестве о «найденном дитя» (Израиле), которое становится в конечном итоге неверной женой Яхве (Иез. 16:1—43). Р небиблейских источниках сюжет о браке по божественному повелению встречается в хеттских хрониках царя Хаттуеили, задолго до Осии. латтуеили заявляет, что богиня Иштар явилась ему во сне и повелела жениться на Пудухипе, дочери ее жреца. Вероятно, божественная санкция заставила замолчать критиков этого брака и дала его супруге право участвовать в религиозных ритуалах и царских приемах.
1:4. Резня, устроенная Ииуем в Изрееле.
Елисей вдохновил революционный переворот, который в итоге привел на престол Ииуя (см.: 4 Чар. 9:6—10). Слова «одного из сынов пророческих», который помазал Ииуя, призывают его отомстить за кровь убитых пророков путем истребления всего дома Ахав~, включая его жену Иt завель. Ииуй совершает это возмездие, убив вначале царя Иорама во время ера» ения (4 Цар. 9:24), а затем и иудейского царя Охозик (4 Цар. 9:27). Прибыв в город Изреель, он оЬращ тся к своим союзникам среди его жителей с призывом выбросить из окна Иезавель, что и было исполнено (4 Цар. 9:32,33). Затем происходит очищение «дома» Ахава, где слово «дом» является эвфемизмом, обозначающим его политических союзников и членов правительства. По приказу Ииуя запуганные до смерти представители городских властей Изрееля обезглавили семьдесят царских сыновей из дома Ахава (4 Цар. 10:6—8). На следующий день Ииуй публично отрсхся от ответственности ?а смерть этих семидесяти человек и использовал их смерть в кач ;стве предлога, чтобь уничтожив ь всех этих чиновников (4 Цар. 10:9-11). Такова была предыстория, массовое кровопролитие, которое под корень уничтожило династию и сторонников Ахава, и этим символическим именем «Изреель» был наречен первый сын Осии. Это имя, тем самым, служит напоминанием нынешнему царю, потомку Ииуя, что его царский дом ответстпен за совершенные Ииуем убийства. Это также может служить предсказанием подобной же кровавой развязки, которая ожидает эту династию перед лицом посягательств Сирии и расширения ассирийской экспансии в этом регионе.
1:5. Из^еельская долина. Эта необычайно плодородная долина (ее название означает букв.: «Бог сеет») занимает важное стратегическое положение, через нее проходит путь на Восток и ни Запад через холмистую область в Северной Самарии и Нижнюю Галилею от Беф-Сана на востоке до Акко на побережье Средиземного моря. Амврий и Ахаь учредили вторую столицу в Изрееле вследствие ее ьажного экономического и стратегического положения. Эта долина стала полем битвы между армиями, которые стремились обрести контроль над этим регионом. Здесь произошел ряд известных сраж ний, первое из которых упоминается в хрониках фараона Тутмоса III (1504—1450 гг. до н. э.). Более подробная информация на эту тему приводится в коммент. к Суд. 6:33.2:1-23
2:?. Раздеть донага и выст шть вон. В ря е
доку\ нтов, в том числе j завещаниях, тай- Д| ных в городе Нузи, описывается подоС- ное наказание женщины, покинувшей мужа и ушедшей к другому мужчине. Этот праювой акт обычно совершали дети. Его назначение состояло в том, чтобы унизить женщину и, может быть, послужить инст- рум ектом развода, хотя в тех случаях, когда мужа уже не было в живых, это связано с правами на собственность. 2:5,8. Основные продукты питания и плодородие. В кодексе Хаммурапи и в среднее сирийских законах содержится пере», ,нь продуктов и пр зме~ов первой необходимости, которыми муж обязан ofLci чить свою ж чу. Он включает в себл зерно, масло, шерсть и одежду. Эти товары широкого потребления в древности составляли основу экономики Ближнего Востока и были символами плодородия, которое даровал народу Бог (см.: Иер. 31:12). Таким образом, в свете метафоры супрун сства, которую использует Осия, обеспечение этих потребностей означало выполнение Богом Его обязательств в Р 'мках зар га. Однако Израиль избирает ♦любовников» (других богов), поклоняется им к „арит им золото и серебр > вместо того, чтобы воздат! "олжное, быть признательным Яхве за го дары (ср.: Ие.'. 16:13—19). Израиль приписывает таким богам плодородия, как Ваал, все блага, которые получает. 2:8. Израиль поклоняется Ваалу. В Древнем Израиле в основном были сельские поселения, которые сами обеспечивали себя продовольствием, и так» городские i нтры, как Иерус шим. В средиземноморском климате дожди ьы падали только зимой и ранней весной (в период с октября по апрель), а в остальнс; вр vw засуха серьезно угрожала жизнеобеспечению людей. Поэтому неудивительно, что во всех древних культах, а также в древних религиозных текстах из Угарита и Финикии хананейский бог бури Ваал занимает самое видное место. Дождь был синонимом жизнг, плодородия, экономического процветания и силы для тех, на кого он излился. В задачу израильски t пророков таким образом, входило прослав-еи^е Яхве как дарующего плодородие, в том числе дождь, и разоблачение В зала как ложного 6oi а (см.: Иер. 2:8; 23:13). Жители се'.ь- ской местности, однако, чаще предпочитали одновременно покло! яться и Я\ве, и Вг алу, чтобы максимально использовать шансы на хороший урожай (см.: Суд. 2:11; 6.25-32). Подобным хе образом царк Израиля, следуя примеру Ахава. заключали дипломатические браки и вводили культ Заала и Auu- ры наряду с официальным поклонение м Яхве (см.: 3 Цар. 16:31—33). Только после возвращения из вавилонского плена с р< [и верных Яхве израильтян было восстановлено поклон -чи единому Богу. 2:11. Пр: зднества честь Ваала. Здесь говорится о практике религиозчого синкретизма израильтян (составной части метафоры блудодеяний Гомери), когдг эни поклонялись Ваалу во время праздников урожая и новолуния (см. герсчень ув пений в Ие 5.45:17). Пасха, Праздник кущей и Праздник седмиц ежегодно отмечались в рамках "ельс кохозяяственного года (см. коммечт. к Исх. 12:19 и 23:15,16, где приводятся опи- сачия этих праздчиков). Новомесячия были, по-видимому, связань. с субботой, поскольку это оыл семейный праздник (см : 1 Цар 20:5), когпа пр кращала-i. всякая работа (см.: Ам. 8:5). Поскольку израильтян* перестали различать дары Яхве i: дары хананейского бога плодородия i [дождя Ваала, к торы • они якобы от него получали, Яхве, Которъ и, ниспосылал им Свою благодать, теперь на время устраняв гея, чтоиы показать им, как они ошибаются. 2:12. Виноградные лозы и смоковницы от любовников. I типе тских «Любовных песнях», записанных на Папирус X; рриса 500, говорится о кувшине, наполчечном сладким мандрагоровым вином, который подносит любовник. Такие подарки, вероятно, были обьр ным выражением чежности или страстной любви, но в данчом контексте это скорее свид| ельствует об оплате услуг блудницы, чем о даре влюбленного. Здссь снова в цечтре вчимачия автора ме- афора неверности Израиля/Гомери. Виноградная лоза и смоковница одновременно служили символом богатства и праздничных торжеств в Древнем Израиле. Ни одно празд- нование не обходилось без этих важных плодов, которые собирали в августе и сентябре. Предостережение Бога о том, что Он опустошит сады, превратив их в пустыни, созвучно Ис. 5:6.
2:12. Наказание дикими зверями. В арамейской надписи VIII в. до н. э. из Дейр-Алла, в которой содержится пророчество Валаама, и в египетских «Видениях Неферти», датируемых XX в. до н. э., описывается заброшенная земля, где хищные звери рыщут в поисках пищи. Дикие звери считались одним из наиболее подходящих средств для совершения наказания. Уже в эпосе о Гильгамеше (ок. 2000 г. до н. э.) бог Эа упрекал Энлиля за то, что тот не наслал на людей диких львов, а использовал такое страшное бедствие, как потоп. Боги использовали диких зверей наряду с болезнями, засухой и голодом для сокращения численности рода человеческого. В ассирийскую эпоху самая распространенная угроза, связанная с дурными предзнаменованиями, предвещала, что по земле будут рыскать львы и волки. Опустошение земли дикими зверями было одним из страшных проклятий, которые призывались на голову нарушителей договора. Здесь это образ возращения земли к состоянию беспорядка и хаоса, когда оттуда уходит цивилизация. См. коммент. к Втор. 32:23—25, где рассматривается еще один пример проклятия, которое наводит Бог на землю и ее дары. 2:13. Каждение Ваалу. Множество небольших жертвенников каждения, наподобие найденных в Лахисе и Тель-Микне (Экроне), неоспоримо свидетельствуют о том, что ритуал каждения Яхве или другим богам был характерен как для частного, так и для официального богослужения (см.: Ис. 17:8; Иер. 19:13). Израильтянам повелевалось возносить фимиам на жертвеннике Яхве (Исх. 30:7,8), но эта форма истинного поклонения была извращена, когда каждение совершалось в честь Ваала. Фимиам обычно сопровождал молитву. 2:15. Долина Ахор. Когда Ахан взял из заклятого (herem) во время завоевания Иерихона, его вместе со всей семьей забили насмерть камнями в долине, которая стала с тех пор известна как долина Ахор (Нав. 7:25,26). Она расположена на северной границе удела колена Иуды (Нав. 15:7), современная область El Buque'ah. Осия упоминает об этой «долине печали», желая подчеркнуть, что даже если такое зловещее место может быть преобразовано, то и отношения Гоме- ри/Израиля с Осией/Яхве также будут восстановлены.
Осия выкупает свою жену
3:1. Виноградные лепешки. См. коммент. к Иер. 44:19 о сладких пирожках (с начинкой из фиг или фиников), которые приносили месопотамским богам. Использованное здесь древнееврейское слово вызывает затруднения в переводе. Некоторые комментаторы полагают, что имеются в виду кувшины с вином, а не выпечка с изюмом. В любом случае в качестве приношений использовали плоды виноградной лозы.
3:2. Точные цены. Если к цене за ячмень прибавить 15 сиклей серебра, то можно сосчитать, что всего Осия заплатил около 30 сиклей серебра. Такую сумму платили в качестве компенсации за потерю раба в Исх. 21:32. Поскольку положение, в котором находилась Гомерь, неясно, то невозможно точно определить, почему Осия заплатил именно эту сумму. По законам Среднеассирийско- го царства, однако, муж мог выкупить жену в ситуации, которую она сама разрешить не могла (напр., заплатить ее долг). 3:4. Жертвенник («£ в оригинале — «священные камни»). См. коммент. к Исх. 23:24 и Втор. 7:5, где говорится об использовании священных камней и рощ богини Ашеры как неотъемлемых элементах хананейского культа и идолопоклонства израильтян. Священные камни традиционно использовались в ритуале поклонения Яхве, по крайней мере в период разделенного царства (см.: Ис. 19:19). Однако, когда настало время разрушения, эти культовые символы, так же как и цари, не получили слова поддержки от Яхве (см.: Втор. 16:22). 3:4. Ефод и терафим. Жертвы и священные камни использовались как средства поклонения божеству. Эфод и терафим служили для вопрошания божества. Эфод составлял часть одежды священника (см. коммент. к Исх. 28:6—14), а в Египте и Месопотамии в эфод облачали изваяния божества и его носили жрецы высокого ранга. См. коммент. к Исх. 28:6—14 об эфоде и его использовании в качестве инструмента познания воли Божьей. Люди, желавшие получить информацию от божества за плату, могли воспользоваться услугами специалистов в этой области. Терафимы, о которых здесь говорится (см. коммент. к Быт. 31:19), использовались на древнем Ближнем Востоке как средство вопрошания богов. Как и в случае со столбами (камнями), Бог не отвечал на вопросы таких гадателей.
Обвинительный акт за неверность Израиля
4:10,14. Проституция. В древней Месопотамии различали проституцию как средство заработка и храмовую проституцию. В обоих случаях в клинописных источниках употребляется термин hcimtu (напр., именно harimtu «обучает» Энкиду в эпической поэме о Гильгамеше), но различи опред< шется социальным положени- м и целью. Свяи ;ен- ная проституция в храм : была связана с ритуалом священного бракосочетания, который гарантировал плодородие зем ш. Жрицы любни занимали разное положение: от самого высокой , которое отражало статус богини Иштар/Инанны (считалось, что такую жрицу каж 1ую ночь «посещает» бог Мардук), до членов закрытого женского ордена (наподобие монастырского) и более свободных личностей, naditu, которые могли владеть собственностью, заниматься бизг есом и даже выходить замуж. Тот факт, что блудницы стремились находиться ближе к храмам, можно объяснить теми же соображениями, какими объясняется их нахождение в тавернах и у городских ворот, где оживленная городская жизнь давала им больше возможностей для заработка. И обычные, и храмовые блудницы принимали плату, но считалось, что последние обязаны жертвовать ее богам. Кроме того, существует различие между «священной» и «культовой» проституцией. «Священная» проституция была связана непосредственно с храмом. Доходы храмовых блудниц могли использоваться на поддержание храма, при этом они не имели официального статуса жриц. Смысл «культовой» проституции был в том, чтобы обеспечить плодородие земли через сексуальный ритуал. Можно также провести различие w жду культовыми/священными блудницами, для которых это не было ремеслом (напр., блудница в Быт. 38), и профессиональными священными/культовыми блудницами (как в 4 Цар. 23:7). Данные о культовой проституции в Древнем Израиле и в других районах
Ближнего Востока не позволяют нарисовать ее полную картину. В хананейских текстах блудницы упоминаются среди храмового персонала, а в аккадской литературе к блудницам причисляются те, кто посвятил себя такого рода служению в храме. Кроме того, поскольку многие женщины не располагали личным имуществом, единственным способом заработать деньги, чтобы расплатиться с долгами, оказывалась проституция. Запрет на принесение в храм заработка блудницы можно истолковать как противодействие практике, существовавшей, например, в нововавилонский период в храме Иштар, служители которого заставляли женщин своей общины зарабатывать проституцией.
4:11. Вино »_ напитки. Речь идет о разной степени ферментации вина. В угаритском эпосе об Акхате (VI:7,8) оба термина используются как синонимы, однако текст сохранился лишь фрагментарно, поэтому требуется дополнительная информация. Смысл этой фразы в том, чтобы показать одурманивающее действие алкоголя на разум. Газум этих людей затуманен ложными религиями точно так же, как пьяницы одурманены своим вином (см. коммент. к Ис. 28:7). 4:12. Деревянные идолы. Хотя не исключено. что Осия имеет в виду практику жезло- кадания (определение воли богов с помощью магического жезла или пр^та; см. коммент. к Иез. 21:21 о разнообразных формах гадания), более вероятно, что речь идет о священных рощах или столбах богини Аше- ры (см.: Исх. 34:13). Истуканы часто вырезались из дергва (см.: Иер. 10:3—5), и это было настолько обычным делом в Месопотамии, что в шумерских текстах о некоторых видах древесины говорили как о «плоти богов».
4:13. Покл( нение на высотах. Возвышенности и горные вершины издавна связывались с поклонением богам (см. коммент. к 1 Цар. 9:12). Так, например, целый ряд наиболее важных событий в истопчи израильского народа связан с горами (Моисей на ropj Синай; Илия на горе Кармил). Аналогичным образом, гора Цафон считалась местом пребывания хананейских богов Ваала и Эла в угаритском эпосе. Поскольку у израильтян наблюдалась тенденция смешивать поклонение Яхве с культом других богов, Осия осуждает практику принесения жертв на этих открытых местах (как это запрещается и во Втор. 12:2,3), усматривая в этом почву для укоренения извращенных религиозных представлений в умах последующих поколений.
4:13. Священные деревья. С древнейших времен деревья служили ориентирами на местности, объектами, привлекающими внимание, а в общественном мнении они связывались с отправлением правосудия и пророческой деятельностью (см. коммент. к Быт. 35:4). Среди прославленных деревьев можно упомянуть пальму Деворы в Суд. 4:5 и дерево, под которым угаритский царь Даниэл разбирал жалобы народа и вершил суд. Отдельно стоящие деревья и священные дубравы связывались также с культом богини Ашеры (см. коммент. к Втор. 12:3), а потому были западней для израильтян. Ашера в израильской иконографии изображалась в виде стилизованного дерева.
4:15. Галгал. Галгал расположен вблизи Иерихона, но точное его местонахождение неизвестно (см.: Нав. 4:19). Археологические исследования в слоях железного века позволяют предположить, что Галгал находился где-то близ Khirbet el-Mefjir, на расстоянии немногим более мили к северо-во- стоку от Иерихона. Само его название означает «каменное кольцо», что указывает на важный культовый центр. И Амос (4:4; 5:5), и Осия (9:15; 12:1) решительно осуждают Галгал за отступничество от веры и за неправильные жертвоприношения, которые совершались там. Суть этой религиозной деятельности не раскрывается, но можно предположить, что они поклонялись не Яхве, а другим богам. 4:15. Беф-Авен. Хотя точно неизвестно, был ли сам Осия из левитов, его познания в области премудрости и обязанностей священников позволяют полагать, что он, по крайней мере, был каким-то образом связан с левитским родом. Это может объяснить его насмешки по поводу царского святилища в Вефиле и использование игры слов, связанной с этим топонимом (см.: Ам. 5:5). Он называет город колена Ефрема Вефиль («дом Господень») Беф- Авеном («домом зла, нечестия»), провозглашая его незаконным местом поклонения и источником зла внутри израильского общества (ср.: 5:8).
5:1. Сеть и западня. В основе этой метафоры, вероятно, лежит знакомый всем образ птицелова, который охотится на птиц с помощью ловушки или сети (см.: Нав. 23:13; Пс. 68:23; Ис. 8:14). Этот сюжет часто встречается в настенной живописи египетских гробниц, а также на шумерской «Стеле коршунов» (см. коммент. к Иез. 12:13). 5:7. Новый месяц. Хотя не исключено, что Осия здесь снова говорит о Празднике новолуния, смысл которого извратился под влиянием культа Ваала (см.: Ос. 2:11), этот термин может просто указывать на наступление новой фазы луны в годовом цикле. Возможно,тем самым пророк обличает упорную, продолжающуюся из года в год тенденцию в израильском народе, угрожающую его уничтожением.
5:8. Гква, Рама, Беф-Авен. Вероятно, это аллюзия на военные столкновения между Северным и Южным царством (Ефремом и Иудой), связанные с их общей границей. Упоминание трех городов в уделе Вениамина (Гива = Jeba'; Рама = Er-Ram; Беф-Авен Khirbet el-'Askar) позволяет полагать, что они либо были оккупированы войсками Ефрема (возможно, в начале нападения на Иерусалим), либо их жители были призваны Иудой на сражение (возможно, против Ефрема). Все эти города расположены на северных подступах к столице Иудеи. Военная тревога, скорее всего, связана с определенным этапом сирийско-израильской войны против Иудеи в 730-е гг. до н. э. (см. коммент. ко 2 Пар. 28:5 и Ис. 7:1). 5:10. Передвижение межей. См. коммент. к Втор. 19:14, где обсуждается это преступление. 5:13. Ефрем обращается к Ассуру. Сирийско-израильская война истощила силы обеих сторон: Израиля (Ефрема) и Иудеи, и они стали еще более уязвимыми для Ассирии. Осознав, что в действительности представляет собой положение вассала, два израильских царя — Менаим в 738 г. до н. э. (4 Цар. 15:19,20) и Осия в 732 г. до н. э. — вынуждены были выплатить Ассирии крупную сумму денег, чтобы предохранить свои страны от дальнейшего разграбления. В анналах Тиглатпаласара III зафиксировано получение этой дани, равно как и многих других малых стран, за счет которых
Ассирийская империя непрерывно пополняла своих ресурсы.
Отказ от покаяния
и возрождения народа
6:3. Зимние дожди, весенние дожди. В Израиле, расположенном в средиземноморской климатической зоне, дожди выпадают дважды в год. «Зимний» сезон дождей приходится на декабрь — февраль. Как указывается в календаре из Гезера (X в. до н. э.), эти дожди подготавливают почву к пахоте и севу пшеницы, ячменя и овса. «Весенние» дожди выпадают в течение марта — апреля, обеспечивая все живое водой, необходимой для сева проса и выращивания овощей. Именно эти дожди позволяют провести черту между хорошим урожаем и голодом. Яхве, контролирующий излитие дождей, превосходит Ваала как бога дождя и плодородия, а власть над солнцем возвеличивает Его над богами солнца, которые часто ассоциировались со справедливостью. 6:7. Адам. Основываясь на параллельном упоминании Галаада, многие комментаторы полагают, что речь идет скорее о городе, чем о первом человеке. Это место обычно отождествляют с Tell ed-Damiyeh в Трансиордании, к югу от реки Иавок и к северу от вади Far'ah. Адам, господствовавший над местностью вблизи бродов через Иордан, упоминается среди городов, захваченных фараоном Сусакимом во время его военной кампании в этом регионе в X в. до н. э. 6:8,9. Насилие в Галааде и Сихеме. Здесь речь может идти о мятеже Факея против израильского царя Факии в 736 г. до н. э. (4 Цар. 15:25). Очевидно, борьба началась в Адаме, и к ней примкнули некоторые жители Галаада; движение это разрасталось к западу, охватив районы, примыкавшие к ведущей вдоль вади Far'ah дороге в Израиль, вплоть до Сихема. По всей видимости, сторонники Факея получили поддержку от священников из Вефиля в своих попытках уничтожить царских чиновников. 7:4—8. Метафора хлебопечения. В свете того, что в 730-е гг. до н. э. Израиль переживал смутные времена, эта метафора очень точна. Печи в то время строились из глиняных кирпичей и имели форму цилиндра. Такого рода печи обнаружены при раскопках в Таанахе и Мегиддоне. Их либо встраивали в пол, либо ставили на него. В куполообразной кровле было большое отверстие, которое закрывалось крышкой и через которую в печь бросалось топливо (дрова, сухая трава, навоз или лепешки из отжатых оливок). Пламя проникало через это отверстие до тех пор, пока в печи не угасали последние угольки. При закрытой дверце тепло могло сохраняться долго, несколько часов (при этом тесто замешивали, и оно успевало подняться). Затем пекарь мог слегка поднявшееся тесто налепить в виде лепешки на внутренние стенки печи или положить на угли. Эта бытовая метафора всем была хорошо понятна. Мятежные силы Факея бушевали, как пламя, в печи израильских политических дел и разрушили режим Факии в 735 г. до н. э. Негодование, вызванное этими действиями, бушевало, как пламя в печи, готовое спалить виновных в этом. Затем в 732 г. до н. э. Осия убивает Факея и незамедлительно перестраивает все политические союзы Израиля (4 Цар. 15:30), обращаясь за помощью к Ассирии, а три года спустя снова ища союза с Египтом (см.: Ос. 7:11). Эта неупорядоченная политика оставила Израиль «полусырым», недопеченным хлебом, который помещен в плохо работающую печь. Этот хлеб подгорел с одной стороны и не пропекся с другой.
7:11. Поведение голубя. Недальновидная политическая позиция израильских царей сравнивается с доверчивостью (см.: Прит. 14:15, где она сродни глупости) голубей, которые легко улавливаются в сети. Кроме того, голуби известны тем, что не проявляют особой заботы о своих птенцах, а это напоминает политическую амнезию Израиля по отношению к политике Ассирии (см.: Ос. 5:13). 7:11. Египет/Ассирия. Большую часть своего короткого царствования Факей проводил антиассирийскую политику и искал помощи от Египта. Это в итоге привело к военной кампании Тиглатпаласара HI, описанной в 4 Цар. 15:29, которая закончилась оккупацией большей части Палестины и уводом израильтян в ассирийский плен (см. коммент. к 4 Цар. 15:25—31). Поначалу, когда на престол вступил Осия, он вынужден был платить дань ассирийцам, но вскоре в поисках союзников отправил своих посланников в Египет (см. коммент. к 4 Цар. 17:4). Такое двурушничество привело в ярость ассирийского царя Салманасара V, и он в течение трех лет держал в осадном положении Самарию. Его преемник Саргон II в 721 г. до н. э. занял город и увел в плен значительную часть израильского населения (см. коммент. к 4 Цар. 17:6). 7:12. Охота на птиц. Для ловли птиц использовались разные приспособления. Хотя охотники могли использовать рогатку, бумеранг (как в сцене охоты, изображенной на стенах гробницы в Бени-Хасане) или лук, чтобы поразить птицу, в большинстве случаев в библейских текстах и в древней живописи изображаются стаи птиц, пойманных в сети или в клетки. Так, например, в гробнице Ка- Гемми в Саккаре (6-я египетская династия) изображен птицелов с сетью. Очевидно, некоторые птицеловы использовали приманки, чтобы заманить птиц в свои сети (о чем говорится в Сир. 11:30). Совершенно ясно, что израильские цари попали в западню своих политических амбиций, которую расставили им сверхдержавы того времени — Египет и Ассирия.
7:16. Неверный лук. Лук, сделанный из дерева, рога и сухожилий животного (как описывается в угаритском эпосе об Акха- те), подвержен влиянию влажности. Если лук хранился не в футляре, он терял свою гибкость и становился ненадежным (см.: Пс. 77:57). В мудрых изречениях Ахикара говорится о стрелах нечестивых, которые бумерангом возвращаются к ним, и это может также указывать на осуждение Осией израильских вождей (см.: Пс. 63:2—8).
Обвинение продолжается
8:1. Звук трубы. Как и в Ос. 5:8, звук трубы или овечьего рога возвещал о надвигавшейся опасности. Он приводил народ в движение, жители приводили свой скот под защиту городских стен (см.: Ам. 3:6). Более подробную информацию об использовании труб см. в коммент. к Чис. 31:6 и Нав. 6:4,5. 8:1. Орел. Осия использует образ хищной птицы, которая пикирует на свою жертву. Вероятнее всего, он имеет в виду Ассирию, которую Господь снова использует как орудие Своего гнева. Образы охотящегося орла или стервятника часто использовались в древних ближневосточных мифах (напр., в угаритском эпосе об Акхате и аккадском мифе об Этане; см. коммент. к Втор. 32:11).
8:5,6. Телец. Существуют убедительные свидетельства связи культа Ваала с поклонением тельцу или изображениями быков (напр., зооморфное изображение raTellel-Asch'ari). См. коммент. к 3 Цар. 12:28—30, где подробно обсуждаются попытки царя Иеровоама создать в противовес Иерусалиму собственные святилища в Дане и Вефиле, где золотые тельцы представляли престол Божий. Осия осуждает помещение золотых тельцов в эти святилища как источник ложного поклонения и отражение синкретизма культов Ваала и Яхве в Израиле. Во времена Осии сохранился только Вефиль, поскольку в 733 г. до н. э. Тиглатпаласар III завоевал Дан и, скорее всего, разрушил там святилища.
8:6. Телец Самарнйский. Использование Самарии вместо Вефиля как места поклонения тельцу здесь выступает как эвфемизм для обозначения всего Израиля (см.: Ос. 10:5). В ассирийских хрониках вся провинция, или область, обычно обозначалась по названию ее столицы (см.: 4 Цар. 23:19). 8:14. Чертоги. Древнееврейское слово hikal, возможно, родственное аккадскому екаПи (от шумерского E.CAL), «большой дом», может обозначать либо храм, либо дворец. В Самарии и других крупных городах, по крайней мере в начале царствования Иеровоама, предпринимались попытки построить укрепленные города и монументальные сооружения (см.: 2 Пар. 26:9,10 об аналогичных сооружениях в Иудее). Эти попытки могут служить символом царской власти и тем самым Осия справедливо обвиняет израильтян втом, что они «забыли» Бога (см.: Втор. 32:15— 18).
9:1 - 10:15 Суд над Израилем
9:1. Блудодеяния на гумнах. Гумна существовали в земледельческих общинах по всему Израилю. Туда свозился весь собранный урожай для обработки и распределения (см.: Руф. 3:2,7). Там, вероятно, проходили собрания общества (см. о столкновениях в 3 Цар. 22:10), а также праздники урожая (Втор. 16:13). Однако Израиль больше не выражает истинной радости, поскольку народ показал свою неверность Богу, выразив убежденность в том, что Ваал в состоянии обеспечить им изобилие (см.: Ос. 2:7,8). Очевидно, эти места посещали блудницы и жрицы любви во время Праздника урожая и стрия ки овец (см. коммент. к Быт. 38:15—23). Таким образом, чоздавая бл?годарность за полученный урожай не Шве, а иным богам, Израиль играет ро и> блудницы на гумне. 9:4. Хлеб похоронный. Дом, в котором был траур, невольно соприкасался с мертвым телом, а потому считался нечистым в течение семи дней и до; жен был подвергнуться ритуальнс му очищению, чтобы в нем возобновилась нормальная социальная и религиозная жизнь (см. коммент. к Чис. 19:11). Все время, пока родственники умершего считались нечистыми, их пища также считалась оскверненной. Они могли использовать ее для поддержания своей плоти, но она не доставляла радости и не могла использоваться для принесения в жертву (см.: Иер. 16:7; Иез. 24:17). Именно так описывает Осия жизнь в изгнании, которая ожидала Израиль. 9:6. Мемфис. Длительное время Мемфис (современный Mitrahineh) служил столицей Нижнего Египта. Он находился примерно в 13 милях к югу от современного Каира, на западном берегу Нила. 9:7. Безумный пророк. Подчас весьма тонкая грань отделяет человека, наделенного Духом Божьим (1 Цар. 9:6), от простого бе- ззмна (см.: 1 Цар. 21:13-15: 4 Цар. 9:11). В данном случае, однако, враг.1 Осии пытаются дискредитировать его, заявляя, что его пророчества — просто бред безумца (ср.: аналогичные обвинения в Ам. 7:10 и Иер. 29:25—28). 9:9. Во дни Пшы. Описание отвратительных событий, которые происходили в Гиве, см. в коммент. к Суд. 19:12—14 и 19:25. Эта история, несомненно, была известна во времена Осии, поскольку он просто называет город, который был олиш творением беззакония и нечестивого поведения. 9:10. Метафорический язык: виноград и смоковница. Какая неожидтн: ia я радость—увидеть в пустыне з| ющий виноград или спелый инжир в начале лета. Находки «виноградных пи >амид» в пустыне Негев показывают, что виь оградарство здесь возможно, а маленькие гроздья считаются особенно сладкими. То же можно сказать и о неболт- ших фигах (смоквах), которые созревают в мае-июне. Они считаются, ;еликатесом, и их нужно есть сразу же после срывания (см.: Ис. 28:4; Наум. 3:12).
9:10. Ваалфегор. См. коммент. к Чис. 25:1—8 о случае в Ваалфегоре, когда израильтяне были втянуты в идолопоклонство моавитян- ками близ Ситтима.
9:13. Выведет четей к убийце. Возможно, это аллюзия на политическую смуту, приведшую к тому, что вожди Израиля бросили свой народ на растерзание свирепым ассирийцам (см. коммент. к Ос. 7:11). В шумерском «Плаче о разрушении Ура» описываются сходные события во время осады города, когда родители бросали своих детей. Другой вариант толкования состоит в том, что «убийца» — это бес. Среди вавилонских демонов известен Пашитгу, который считался похитителем детей. Более подробная информация на эту тему приводится в коммент. к Иез. 16:5. 9:15. Зло в Галгале. См. коммент. к Ос. 4:15. Хотя осуждение Осии моует основываться на событиях эпох" завоевания или воца,: е- ния Саула (1 Цар. 11:12—15), возможно также, что он ссылается на какое-то современное событие, которое нигде не упоминается и ныне неизвестно.
10:1. Каменные жертвенники. См. коммент. к 3:4.
10:4. Ядовитая трава. Древнееврейское слово rosh может в данном случа вноситься к белене (Hyoseyamusreticulatus), которая произрастает на распаханных (паровых) полях, особенно вблизи степных и пустынных районов. Она достигает в высоту около двух футов и имеет желтоватые или розовые цветки и волосистые листья. Кроме того, это может бьггь и другое растение — сирийская скабиоза из семейств ворсянковых (tephalaria syriaca), семена которой ядовиты. Эти расте- ния-сорняки обычно быстро разрастаются, поскольку при прополке удаляются только их верхушхи, а корни остаются глубоко (см.: Ие в. 31:40).
10:5. Сам «я, Беф-Аьен. См. коммент. к 4:15. 10:14. Салман в Бет-Арбеле. Это событие современным историкам неизвестно. Для Осии оно служит примером полного разрушения, подобно тому, как для Иеремии таким прш [ером служил Силом (Иер. 7:12—14; 26:6). По поводу имени «Салман» высказывают множество разных предположений. Одни исследователи п| иписывают его Сал- манасару III, который дошел до Израиля в своем походе против Дамаска в 841 г. до н. э., или ^алманасару V, который осадил Самарию в 722 г. до н. э. Другие полагаю1; что это мог быть царь древнего Моава Салману, который перечисляется среди правителей малых стран, плативших дань ассирийскому царю Тиглатпаласару III в середине VIII в. до н. э. Упоминание о набегах моавитян на Израиль в 4 Цар. 13:20 может служить подтверждением этой гипотезы. Что касается твердыни Бет-Арбел, подвергшейся столь страшному разрушению, то это место отождествляют с Ирбидом, вблизи Пеллы, одного из городов Десятиградия, который расположен на другом берегу Иордана напротив Беф-Сана.
11:1-11
Любовь Божья к Израилю во дни его юности
11:6. Затворы ворот. Две двери ворот обычно вставлялись в каменные углубления в земле. С обеих сторон ворот было по столбу. Они были деревянными и закреплялись в стене. В наружных воротах, обнаруженных в слоях железного века при археологических раскопках в Tell en-Nasebeh, имелись прорези в камне позади ворот, вероятно, для запоров. 11:8. Адам и Севоим. Эти два города, местоположение которых археологами не установлено, традиционно связывают с Содомом и 1Ъморрой (см. коммент. к Быт. 19:1). Обычно их локализуют в долине Иордана, к юго-востоку от Мертвого моря. К наиболее известным поселениям эпохи ранней бронзы в этой области относятся Bab edh Dra' и Numeira.
12:1. Союз с Ассирией. Как и его предшественник Менаим, Осия вначале вынужден был платить дань ассирийскому царю Тиглатпаласару III. В ассирийских хрониках Осия даже удостоился похвалы за убийство Факея, в результате чего ассирийский царь «поместил Осию как царя над ними». Кроме того, там отмечается, что в 732 г. до н. э. Осия заплатил Ассирии «десять талантов золота [и] тысячу (?) талантов серебра», вероятно, чтобы утвердиться на своей позиции. 12:1. Елей в качестве дани Египту. Вскоре после того, как Осия стал вассальным царем Ассирии в Израиле, он переориентировался на союз с Египтом, послав туда огромное количество оливкового масла (что в Израиле было признаком богатства). Это был очень ценный товар, особенно для Египта, где масличные деревья не росли. Опасная игра с двумя сверхдержавами и их сторонниками, однако, вскоре вызвала гнев Ассирии и привела в 722 г. до н. э. к вторжению в Израиль войск Салманасара V. 12:4. Борьба с ангелом. См. коммент. о борьбе Иакова с ангелом в Быт. 32 (хотя там слово «ангел» не упоминается). Осия осуждает патриарха за его честолюбие и обман. Пророк считает, что Иаков перешел границы дозволенного в отношениях между Богом и человеком. Эта тема установления определенных ограничений в поведении человека также хорошо иллюстрируется на примере истории Адапы, древнего шумерского героя и жреца бога Эа. Он предстал перед собранием богов, потому что посмел сокрушить «крыло» южного ветра, вызвав тем самым засуху. 12:7. Неверные весы. Такое же обвинение звучит в Ам. 8:5. По-видимому, оно основано на том, что Израиль и его экономика оказались под тлетворным влиянием окрестных народов. В области экономики, в которой нет стандартных мер и весов, торговцы обычно обманывают население, используя неверные весы и гири.
12:10. Притчи пророков. Пророк использует для передачи послания Бога и его разъяснения аналогии и сравнения. Притча, тем самым, может иметь двоякий смысл: на исторических примерах и сценах из повседневной жизни пророк иллюстрирует замысел Бога или Его суд. См., напр., коммент. к Ис. 5:1,2 и притчу Нафана о единственном сокровище бедняка, его овечке, в коммент. ко 2 Цар. 12:2-4.
12:11. Галаад, Галгал. О связи Галаада с восстанием Факея см. коммент. к 6:8,9.0 культовой деятельности в Галгале см. коммент. к 4:15.
12:11. Жертвенники в виде груды камней на незасеянном поле. Груды камней, беспорядочно разбросанные на полях, могут представлять картину разоренных жертвенников. Но поскольку они упоминаются в обвинении, то в данном контексте просто изображают жертвенники, которым нет числа, как грудам камней на межах поля. Одновременно здесь присутствует игра слов: древнееврейское слово gallim, которое переведено как «груды», созвучно названию обоих городов.
12:12. Побег Иакова. Осия снова возвращается к теме, затронутой в начале гл. 12, используя события из жизни Иакова как прообраз грядущих бедствий Израиля и последующего избавления от них. Подобно тому, как Иаков был вынужден бежать из Палестины в Харран, опасаясь гнева Исава (см. коммент. к Быт. 27,28), так и Израиль будет вынужден снова поселиться в кущах (Ос. 12:9). Однако новая жизнь, обретенная Иаковом/Израилем в Месопотамии, приводит его обратно в Палестину, и он становится родоначальником израильского народа.
13:2. Искусство изготовления истуканов.
См. коммент. кСуд. 17:3; Ис. 40:19; 44:17,18, где обсуждается техника изготовления скульптурных изображений богов на Ближнем Востоке в древности. Приобретение навыков изготовления истуканов является для Осии еще одним примером склонности израильтян к синкретизму и почитанию ложных богов. 13:2. Целуйте тельцов. На «Черном обелиске» Салманасара III изображен израильский царь Ииуй, который целует землю перед ассирийским царем. В эпосе «Энума элиш» члены собрания богов целуют ноги Мардука после того, как он сам назначил себя главой пантеона. Ритуальный поцелуй был выражением повиновения царям и богам. Аналогичным образом, целование ног истукана означало почтение, повиновение и преданность. В письмах из Мари правитель города Терка Кибри-Даган советует Зимри-Лиму, царю Мари, придти в Терку и поцеловать ноги статуи бога Дагона. 13:3. Мякииа с гумиа. И снова Осия обращается к образам, которые его слушателям были совершенно понятны, поскольку это были сцены из их повседневной жизни. К таковым относятся работы на току, где зерно обмолачивали с помощью волов и особых молотильных саней. Оставшаяся на поверхности размолотого зерна мякина затем сдувалась ветром. Эта сцена в сочетании с картиной утреннего тумана и дыма из трубы подчеркивает преходящую природу человека и служит наглядным сравнением вечного величия Яхве с эфемерностью остальных богов и их истуканов.
13:16. Жестокое наказание. («£ Данный стих в синодальной Библии отсутствует. В современном переводе 1993 г. [Всемирный Библейский переводческий центр] он звучит так: «Самария должна быть наказана, потому что восстала против Бога своего. Израильтяне будут убиты мечами, их дети будут разорваны на куски, а беременные женщины будут рассечены».) Осия предрекает войну, которая уничтожит города и селения израильтян, и пощады не получат даже беременные женщины и дети. Здесь описываются обычные последствия военных действий. Завоевание Самарии Ассирией в IX в. до н. э. сопровождалось сожжением юношей и девушек. Очень редко, но все же упоминаются случаи насилия над беременными женщинами. Такая практика приписывается ассирийскому царю Тиглатпаласару I (ок. 1100 г. до н. э.) в гимне, воспевающем его победы. Об этом же вскользь упоминается в одном нововавилонском плаче.
14:5,6. Метафорический язык: растения. Отношения Яхве со Своим народом описываются образным языком: Яхве сравнивается с росой для Израиля, которая увлажняет почву для цветов и деревьев в засушливое время года (см.: Ис. 26:19). Лилии не характерны для современной Палестины, хотя и встречаются в отдельных районах. Нет единого мнения среди исследователей по поводу того, были ли они более широко распространены там в древности. Животворящая сила Бога дарует плодородие и зрелость народу, который растет в числе и распространяется, подобно мощной корневой системе оливкового дерева. Далее пророк сравнивает Израиль с ливанскими кедрами, самыми большими деревьями в древности на Ближнем Востоке. Кедр ценился за свою древесину (3 Цар. 6:9,10), важный строительный материал и символ богатства в месопотамской литературе, в том числе и в эпосе о Гильгамеше, а также в хрониках многих царей, от шумерских до ассирийских.
Этот материал еще не обсуждался.